Главная

ruen

Воронежский филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»

Крупнейшая в истории советского и российского послевоенного подводного флота трагедия произошла 20 лет назад – в ходе учений в Баренцевом море затонула новейшая на тот момент атомная многоцелевая ракетная подлодка "Курск". Ни одному из 118 моряков-подводников не удалось выжить, а сама авария послужила причиной для серьезного обновления аварийно-спасательной службы российского флота.

Авария на учениях

"Курск" вышел в море 10 августа в ходе комплексных учений Северного флота. В 8.00 мск 12 августа подлодка находилась в назначенном районе, а в 8.51 экипаж доложил о выполнении условного ракетного удара по кораблям "противника". С 11.30 до 14.30 "Курск" должен был применить практические торпеды. Однако на командном пункте не получили доклад о выполнении этого учебно-боевого упражнения, как и не видели всплытия крейсера. Осмотр района возможного нахождения вертолетами и кораблями не дал результатов, а "Курск" продолжал молчать. В 18.00 на командном пункте объявили "боевую тревогу". Чуть позже на полигон вылетел противолодочный самолет Ил-38. О происходящем доложили в Москву. Поиски были безуспешными, и ночью из пунктов базирования вышли силы флота по оказанию помощи затонувшим объектам, а также более крупные корабли. Лежащий на грунте на глубине 108 метров "Курск" обнаружил крейсер "Петр Великий". О том, что подлодка "Курск" легла на дно, командование российского флота публично заявило лишь 14 августа. Тогда утверждалось, что с подлодкой поддерживается радиосвязь. Позже представители флота заявили, что связь была только через перестукивание.

Международная помощь


Шестнадцатого, семнадцатого и восемнадцатого августа российские спасатели пытались проникнуть в подлодку с помощью аппаратов "Приз" и "Бестер", однако их усилия оказались тщетными. Операция по спасению экипажа "Курска" приняла международный характер 19 августа, когда к месту аварии подошло норвежское судно Normand Pioneer с британской спасательной мини-лодкой LR5. 20 августа к ним присоединилось еще одно судно - Seaway Eagle с глубоководными водолазами. Норвежские водолазы смогли разблокировать вентиль аварийно-спасательного люка, но проникнуть внутрь лодки у них не получилось. Утром 21 августа водолазы с помощью специально изготовленного инструмента вскрыли верхний спасательный люк 9 отсека, проникли в подлодку и начали обследование ближайших отсеков. 21 августа в 17 часов начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа "Курска". 22 августа президент России своим указом объявил 23 августа днем траура. Поднимать тела погибших моряков начали только 20 октября 2000 года. Водолазам удалось достать двенадцать тел подводников из девятого отсека, после чего работы пришлось прекратить из-за сильных завалов. Операция по подъему самой подлодки началась уже в 2001 году. В ней задействовали нидерландский концерн Mammoet. Также в экспедицию особого назначения вошли крупные российские корабли, гидрографические и спасательные суда, танкеры и плавкраны, а также пять вертолетов и два транспортных самолета.

Результаты следствия

В сентябре от подлодки отделили наиболее поврежденный отсек – первый. 7 октября начался подъем "Курска", после чего его отбуксировали на Росляковский судоремонтный завод ВМФ. 21 октября АПЛ в подводном состоянии завели в док. Операция завершилась в конце октября, когда после проверки радиационной опасности док вместе с лодкой был поднят на поверхность. Операция стала первой в мировой практике, когда со дна был поднят корабль водоизмещением свыше 25 тысяч тонн. Затем началась работа восьми следственных групп. Криминалисты и медики обследовали тела подводников, выясняли обстоятельства их смерти. Из АПЛ также выгрузили большинство крылатых ракет. Со дна Баренцева моря подняли остававшиеся там часть торпедного аппарата, обтекатель носовой части подводной лодки и несколько мелких фрагментов первого отсека, а также более 30 фрагментов взорвавшейся торпеды и более 10 фрагментов торпедного аппарата. То, что осталось на дне, затем подорвали, чтобы открыть район для судоходства и рыболовства. Расследование причин гибели атомохода "Курск" завершилось в конце июля 2002 года. Согласно официальной версии, 12 августа 2000 года в 11 часов 28 минут 26,5 секунды в месте расположения учебной, без боевого заряда, торпеды 65-76А, внутри четвертого торпедного аппарата, произошел взрыв. Его причиной стала утечка водородной смеси из образовавшихся вследствие "нештатных процессов" микротрещин в корпусе торпеды. Взрыв разрушил торпедные аппараты №4 и №2 и привел к гибели находившихся в первом отсеке моряков, а также к образованию отверстия в корпусе лодки. Разлетающиеся части торпеды спровоцировали взрыв других торпед. В результате второго взрыва, прогремевшего в 11.30, погибли члены экипажа в других отсеках лодки. Офицеры перевели оставшихся в живых моряков из шестого, седьмого и восьмого в девятый отсек, и продолжили борьбу за живучесть судна. В девятом отсеке 23 моряка оставались в живых в течение шести-восьми часов. Уголовное дело по факту гибели "Курска" закрыли в июле 2002 года. По словам генпрокурора России Владимира Устинова, в действиях должностных лиц, ответственных за проведение учений в Баренцевом море, изготовление, эксплуатацию и установку торпеды, ставшей причиной гибели "Курска", нет состава преступления.

Неудовлетворительное состояние

Одной из основных причин, по которой авария подлодки завершилась трагически, была крайне неразвитая аварийно-спасательная система Военно-морского флота РФ. Как вспоминает занимавший с 1998 по 2005 годы пост начальника главного штаба ВМФ России адмирал Виктор Кравченко, на вооружении отсутствовали какие-либо сложные системы для спасения подводников. "На момент катастрофы "Курска" ничего серьезного, учитывая все сложности с финансированием, ремонтом и так далее, никаких сложных систем по спасению подводников на глубинах не было", - сказал Кравченко РИА Новости.

Он рассказал, что сейчас у спасателей есть нормобарические костюмы, которые позволяют водолазу спускаться на большую глубину и оказывать помощь подлодке – подавать воздух или даже спасательные средства через торпедные аппараты. Одним из основных компонентов системы спасения являются спасательные глубоководные аппараты. У России есть несколько таких аппаратов серии "Приз" - АС-28, АС-26, АС-30 и АС-34. Как сообщали в Минобороны России, четыре "Приза" недавно вернулись в составы флотов после ремонта и модернизации на предприятиях "Красное Сормово" и "Канонерский завод". АС-28 включен в состав Черноморского флота, АС-26 - Балтийского флота, АС-30 - Тихоокеанского флота, АС-34 - Северного флота. К концу года на "Канонерском заводе" должны завершить модернизацию и ремонт подводного аппарата АС-36 "Бестер" для Северного флота. Еще один "Бестер" (АС-40) служит на Тихоокеанском флоте. По словам военных, "Призы" получили новые системы позиционирования, гидроакустического поиска и телевизионного контроля. Им также обновили системы жизнеобеспечения.

В ожидании новых судов

Судном-носителем пока единственного на российском флоте "Бестера" является введенное в строй спасательное судно океанского класса "Игорь Белоусов" (головное проекта 21300С). Помимо "Бестера" на "Белоусове" есть глубоководный водолазный комплекс ГВК-450. Он состоит из пяти барокамер, в которых могут разместиться до 60 подводников с аварийной подлодки.

Как заявлял прошлым летом главком ВМФ России Николай Евменов, судов проекта 21300С должно быть построено еще три – по одному на каждый флот. Однако с тех пор какой-либо информации о закладке или хотя бы заключении контракта на строительство не было. Также в составе российского ВМФ служат спасательные суда проекта 05360 - "Михаил Рудницкий" и "Георгий Титов" на Северном флоте и "Саяны" - на Черноморском флоте, судно проекта СС-750 на Балтийском флоте. Также на Черноморском флоте есть старейшее в мире спасательное судно "Коммуна" (в строю с 1915 года) и пять катеров проекта 23040. Кроме того, за последние несколько лет поисково-спасательные службы ВМФ России получили 15 многофункциональных модульных катеров–катамаранов проектов 23370 и 23370М. Они предназначены для работ в пунктах базирования, с их помощью можно проводить водолазные спуски на глубину до 45 метров. На некоторых из них стоят телеуправляемые необитаемые подводные аппараты "Марлин-350".

Беспилотная помощь


Как сообщалось весной 2020 года, в частях и на спасательных судах ВМФ России есть уже 43 "Марлина-350", а до конца года будут поставлены еще 14. Они предназначены для поиска аварийных подводных лодок и других объектов, их осмотра и обследования под водой в прибрежных морских районах или внутренних водах. Военные отмечают маневренность этих аппаратов, которая достигается за счет расположения части движителей по векторной схеме. До появления "Марлинов" Военно-морской флот приобрел несколько зарубежных аппаратов "Веном" и "Тайгер", а также телевизионные комплексы, станции связи и компрессорное оборудование для обеспечения водолазных работ с ними. Кроме них на флот поступили аппараты "Пантера+", также предназначенные для поиска и обследования затонувших кораблей. У "Пантеры+" есть два манипулятора, которые можно оснастить тросорезами и циркулярной пилой для разрезания сложных конструкций. Также известно о том, что Минобороны России заказало разработку модульной системы спасения экипажей аварийных субмарин. Опытно-конструкторская работа по проекту, который получил название "Лучина", должна быть завершена в ноябре.

Председатель Общероссийского Движения Поддержки Флота – ДПФ, капитан 1 ранга запаса Михаил Ненашев в разговоре с РИА Новости отметил, что за 20 лет были закуплены и специальные водолазные "скафандры", и новые аппараты для подводных работ. Тем не менее, по его словам, многие из них импортные и требуют дорогостоящих запчастей и обслуживания.

"Ответственные люди должны были давно принять те решения, чтобы запустить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию отечественных глубоководных комплексов и добиться скорейшего строительства, потому что у промышленности нашей есть ресурсы", - сказал Ненашев.

Он также отметил многофункциональность и высокие качества спасательного судна "Игорь Белоусов", а также высокую степень готовности, как самого судна, так и его экипажа. В то же время председатель ДПФ подчеркнул, что аналогами "Игоря Белоусова" необходимо оснастить и другие флоты, а не только Тихоокеанский.

"Сейчас мы можем говорить о том, что Тихоокеанский флот обеспечен силами и средствами для спасания жизней наших подводников. Есть известное судно "Игорь Белоусов", которое несет на борту весь комплекс спасательного оборудования. На глубинах до 400 метров есть возможность обеспечивать сохранение при нештатной ситуации жизней наших моряков-подводников. К сожалению, такое судно у нас только одно, хотя по различным программам на протяжении уже 10-15 лет планировалось строительство на каждый флот по такому судну", - посетовал Ненашев.

Информационное агентство «Р И А Н о в о с т и», 12 августа 2020 г.

НОВОСТИ

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОРУМ «HR-ПЛАТФОРМА 2024».  МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОРУМ «HR-ПЛАТФОРМА 2024». 19.04.24 - 19 апреля 2024 г. студенты Воронежского филиала ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» совместно с доцентом кафедры Экономики и менеджмента Фоминой Н.Н. приняли участие в 4 Межрегиональном форуме по управлению персоналом «HR-Платформа 2024» . Место проведения: г. Воронеж, Marriott Hotel, просп. Революции, 38. Основная концепция форума – это развитие бизнеса и региона в целом на дефицитном рынке труда. Более 700 регистраций. Участники... ПОДРОБНО
ОБЩЕГОРОДСКОЙ СУББОТНИК - 2024  ОБЩЕГОРОДСКОЙ СУББОТНИК - 2024 19.04.24 - 19 апреля 2024 года студенты Воронежского филиала ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» провели работы по благоустройству близлежащей территории, а также вдоль береговой линии водохранилища вблизи улицы 25 Января, в частности, собрали мусор. Тем самым активисты приняли участие в Oбщегородском cубботнике-2024 и внесли свой вклад в благоустройство родного города.       ПОДРОБНО
ПАТРИОТИЧЕСКАЯ АКЦИЯ «ЧИСТЫЙ ОБЕЛИСК» 18 АПРЕЛЯ 2024 ГОДА  ПАТРИОТИЧЕСКАЯ АКЦИЯ «ЧИСТЫЙ ОБЕЛИСК» 18 АПРЕЛЯ 2024 ГОДА 18.04.24 - Патриотическая акция «Чистый обелиск» проводится в рамках направления «Великая Победа» Всероссийского общественного движения «Волонтёры Победы», а также в рамках акции «Всероссийский субботник». 18 апреля 2024 года студенты Воронежского филиала «ГУМРФ имени адмирала С.О.Макарова» произвели санитарную очистку закреплённой за образовательным учреждением мемориальной доски Маношина Константина Васильевича по адресу г. Воронеж, ул.... ПОДРОБНО
ТОТАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ - 2024 ТОТАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ -  2024 18.04.24 - Фонд поддержки языковой культуры граждан при содействии Фонда президентских грантов 20 апреля 2024 года проводит акцию «Тотальный диктант - 2024» . Тотальный диктант - это ежегодное культурно-просветительское мероприятие, направленное на повышение уровня грамотности населения, формирование интереса к изучению русского языка. Подробная информация о проведении акции «Тотальный диктант - 2024» размещена на сайте: ПОДРОБНО
СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ ПО НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ  ПО НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ 17.04.24 - 17.04.2024 г. в фойе Воронежского филиала ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова» прошли соревнования по настольному теннису между командами Воронежского филиала ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» и АНО ПО «Международный техникум экономики, права и информационных технологий». Соревнования проводились с целью пропаганды здорового образа жизни, укрепления здоровья студентов, создания условий для активных занятий физической... ПОДРОБНО
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРЕМИЯ #МЫВМЕСТЕ МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРЕМИЯ #МЫВМЕСТЕ 15.04.24 - 2 марта 2024года был дан старт четвертому сезону Международной Премии #МЫВМЕСТЕ Премия – это продолжение одноименной акции взаимопомощи наследие Всероссийского конкурса «Доброволец России», проводимого в России в течение 10 лет. Премию вручает Президент РФ Владимир Путин. Основной целью Премии является признание и поддержка лидеров овобщественно-значимых инициатив, направленных на помощь людям и улучшение качества жизни в России... ПОДРОБНО
«АДМИРАЛ МАКАРОВ - ЖИЗНЬ НА ГРАНИ»: ФИЛЬМ-РАССЛЕДОВАНИЕ ТЕЛЕСТУДИИ "MAKAROV TODAY" «АДМИРАЛ МАКАРОВ - ЖИЗНЬ НА ГРАНИ»: ФИЛЬМ-РАССЛЕДОВАНИЕ ТЕЛЕСТУДИИ 12.04.24 - 13 апреля 1904 года погиб выдающийся флотоводец, кораблестроитель и учёный адмирал Степан Осипович Макаров. Идёт русско-японская война и Макаров в качестве командующего Тихоокеанской эскадры противостоит врагам на море. В тот роковой день флагманский корабль 1-й Тихоокеанской эскадры броненосец «Петропавловск», налетел на японскую мину. Почему в это время на борту находится командующий? Что это: происки внешних врагов, предательство... ПОДРОБНО
ВСЕРОССИЙСКАЯ ЯРМАРКА ТРУДОУСТРОЙСТВА ВСЕРОССИЙСКАЯ ЯРМАРКА ТРУДОУСТРОЙСТВА 12.04.24 - 12 апреля 2024 г. студенты Воронежского филиала ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» посетили Всероссийскую ярмарку вакансий, которая проходила во Дворце творчества детей и молодежи по адресу: г. Воронеж, пл. Детей, д.1. На ярмарке присутствовали представители службы кадров учреждений, предприятий и организаций разных сфер деятельности: промышленности, транспорта и связи, торговли и общественного питания, жилищно-коммунального... ПОДРОБНО
ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС «НЕПОБЕДИМЫЙ АДМИРАЛ РОССИЙСКОГО ФЛОТА» ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС «НЕПОБЕДИМЫЙ АДМИРАЛ РОССИЙСКОГО ФЛОТА» 12.04.24 - 12 апреля в актовом зале ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» прошёл историко-патриотический экскурс на тему: «Непобедимый адмирал российского флота», который провела заведующая библиотекой № 9 им. А. Жигулина г. Воронежа Колодяжная Ольга Васильевна. Степан Осипович Макаров — выдающийся русский офицер и исследователь, чьи труды стали классикой мировой океанографии. Он вошел в историю человечества своими фундаментальными ... ПОДРОБНО
ВНИМАНИЮ ВЫПУСКНИКОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА! Главное следственное управление ГУ МВД России по Воронежской области проводит отбор кандидатов на службу в органы ... ВНИМАНИЮ ВЫПУСКНИКОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА! Главное следственное управление  ГУ МВД России по Воронежской области проводит отбор кандидатов на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в следственные подразделения Воронежской области 11.04.24 - ВНИМАНИЮ ВЫПУСКНИКОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА! Главное следственное управление ГУ МВД России по Воронежской области проводит отбор кандидатов на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в следственные подразделения Воронежской области ПОДРОБНО