Профилактика экстремизма в молодежной среде

ruen

Воронежский филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»

Профилактика экстремизма в молодежной среде

В разных странах и в разные времена было дано много разных юридических и научных определений понятию "экстремизм". Единого определения на сегодняшний день не существует. Большой толковый словарь дает следующее определение экстремизму: экстремизм – это приверженность крайним взглядам и мерам. Однако оно не отражает сути этого явления. Ученые настаивают на том, что при определении экстремизма акцент должен делаться на действиях, а не на людях, потому что именование людей и группировок экстремистами довольно не однозначно, поскольку зависит от позиции и групповой принадлежности человека, использующего этот термин: одну и ту же группу одни могут называть экстремистами, а другие борцами за свободу.

Экстремизм – это на самом деле сложное явление, несмотря на то, что его сложность часто бывает трудно увидеть и понять. Проще всего определить его как деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далёкие от обычных общепринятых. В обстановке конфликта – демонстрация жёсткой формы разрешения конфликта. Однако, обозначение видов деятельности, людей и групп как "экстремистских", а так же определение того, что следует считать "обычным" или "общепринятым" – это всегда субъективный и политический вопрос. Таким образом, мы предполагаем, что в любой дискуссии на тему экстремизма затрагивается следующее:

Обычно, одни экстремистские действия некоторыми людьми рассматриваются как справедливые и добродетельные (например, просоциальная "борьба за свободу"), а другие экстремистские действия – как несправедливые и аморальные (антисоциальный "терроризм"). Это зависит от ценностей, политических убеждений, нравственных ограничений оценивающего, а так же от его отношений с деятелем.

Различие сил также имеет значение при определении экстремизма. Во время конфликта, действия членов более слабой группы часто выглядят более экстремальными, чем такие же действия членов более сильной группы, защищающей свой статус-кво. В дополнение, на крайние меры скорее пойдут маргинальные люди и группы, которые рассматривают более нормативные формы разрешения конфликта как недоступные для них, или относятся к ним с предубеждением. Однако, доминирующие группы тоже зачастую прибегают к экстремальным действиям (например, санкционирование правительством насильственных действий военизированных формирований или нападение в Вако, осуществлённое ФБР в США).

Экстремистские действия часто связаны с насилием, хотя группы экстремистов могу различаться по предпочтению насильственной или ненасильственной тактики, допускаемому уровню насилия, предпочитаемым мишеням для своих насильственных действий (от инфраструктуры и военного персонала до мирных граждан и даже детей). Опять же, более слабые группы скорее будут использовать и предпримут прямые и эпизодические формы насилия (например, подрывы террористов-смертников), тогда как доминантные группы склонны к более структурированным или институционализированным формам насилия.

Основная проблема в том, что экстремизм, присутствующий в ситуациях затяжного конфликта – не самое жестокое, но самое заметное из действий сторон. Жёсткая и нетерпимая позиция экстремистов крайне сложно поддаётся изменениям.

В российском законодательстве, а конкретно в Федеральном Законе от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", понятие "экстремистская деятельность (экстремизм)" раскрывается как:

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
  • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
  • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
  • публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
  • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
  • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;

Профилактика экстремизма в педагогическом процессе

На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей. Развитие молодежного экстремизма – это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения. Исходя из этого вытекают следующие направления в работе по профилактики экстремизма и терроризма в образовательном процессе:

  • анализ философской, исторической, социокультурной стороны процессов, которые происходят в сфере молодежной культуры;
  • необходимые государству и обществу научно-обоснованные практические рекомендации по профилактики экстремизма и терроризма;
  • профилактическая работа по противодействию проявлениям экстремизма в молодежной среде;
  • разработка системы профилактических мер, которая будет включать социально-культурные условия формирования толерантности в учебно-воспитательном процессе;
  • совершенствование системы культурно-досуговой деятельности подрастающего поколения;
  • увеличение доступных для значительной части молодежи культурных благ;
  • создание авторитетных массовых общественных молодежных организаций, которые объединяют и воспитывают на положительных образцах подрастающие поколения;
  • консолидация и творческая реализация личности в среде сверстников;
  • усиление профессиональной подготовки молодёжи, способной к реализации жизненных перспектив;
  • учет профессиональной подготовки молодежи в системе профилактических мер по противодействию экстремизму в молодёжной среде;
  • реализация потребности личности в самоопределении, культуре межнациональном общении;

Профилактика терроризма и экстремизма проводиться в образовательной системе. Данная работа по профилактике в первую очередь начинается с формирования у работников сферы образования навыков воспитания толерантного сознания у обучающихся, представлений о толерантной городской среде, идеологии и культуре толерантности. Также необходимо разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс комплексов образовательных программ, которые будут направлены на профилактику терроризма и экстремизма, укрепление установок толерантного сознания и поведения среди молодежи.

Человек становится личностью в процессе социализации. Начальные стадии воспитания он получает в семье. Так что основной заклад мышления происходит именно в главной ячейке общества.

Основные подходы к профилактике

Органы государственной власти и местного самоуправления, противодействующие экстремистской деятельности, выступают в роли контр субъекта, реагирующего на экстремистские действия. Объективная логика становления контрсубъекта такова, что в первичной своей форме в силу неспециализированности он по уровню развития отстает от ведущего субъекта (в данном случае - субъекта экстремизма). Принятый федеральный закон, как фактом своего принятия, так и содержанием неявно констатировал опасность экстремизма и сориентировал государство и общество на борьбу с ним. Но задача организации всех сил общества и государства для противодействия экстремистской деятельности как раз требует образования субъекта, специализирующегося на данном противодействии.

Эффективное противодействие экстремизму должно опираться на познание закономерностей становления и развития субъекта экстремистской деятельности, прогнозирование интенсивности и перспектив экстремистских действий.

В федеральном законе представлен образ субъекта экстремистской деятельности. В ст. 1 говорится об общественных и религиозных объединениях, либо иных организациях, либо средствах массовой информации, либо физических лицах, осуществляющих экстремистскую деятельность. Закон в статьях 14 и 15 предусматривает ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в целом граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности.

Профилактика экстремистской деятельности в молодежной среде - это область науки и практики социальной работы, которая интенсивно связана с профилактикой психического здоровья, с вопросами эффективной адаптации к жизни и окружающей среде, с проблемами педагогики, воспитания, общения и в целом понимания людьми друг друга и самих себя.

ПАМЯТКА

для студентов и сотрудников Университета по выполнению мероприятий при угрозе или совершении террористического акта

ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ В ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЯХ

Признаки писем (бандеролей), которые должны вызывать подозрение:

  • корреспонденция неожиданна;
  • не имеет обратного адреса, неправильный адрес, неточности в написании адреса, неверно указан адресат;
  • отправления нестандартны по весу, размеру, форме, неровные по бокам, заклеены липкой лентой;
  • помечены ограничениями типа "Лично" и "Конфиденциально";
  • имеют странный запах, цвет, в конвертах прощупывается вложения, не характерные для почтовых отправлений (порошок и т. д.);
  • не соответствующие марки или штампы почтовых отделений.

В случае обнаружения подозрительных отправлений, содержащих неизвестные вещества (в порошкообразном, жидком или аэрозольном состоянии), рекомендуется:

  • не пытаться самостоятельно вскрыть емкость, пакет, контейнер и др.;
  • по возможности, не брать в руки подозрительное письмо или бандероль;
  • сообщить об этом факте территориальным органам Госсанэпиднадзора, органам управления МЧС;
  • убедиться, что повреждения или подозрительная почта отделена от других писем и бандеролей, а ближайшая к ней поверхность ограничена;
  • в тех случаях, когда в помещении, где обнаружена подозрительная корреспонденция и при этом нарушена целостность упаковки, имеется система вентиляции, предпринять меры, исключающие возможность попадания неизвестного вещества в вентиляционную систему здания;
  • до приезда специалистов поместить подозрительные отправления и контактировавшие с ними предметы в герметичную тару (стеклянный сосуд с плотно прилегающей крышкой или в многослойные пластиковые пакеты). При этом следует пользоваться подручными средствами индивидуальной защиты кожи (резиновые перчатки, полиэтиленовые пакеты), дыхательных путей (респиратор, марлевая повязка);
  • составить список всех лиц, кто непосредственно контактировал с подозрительной корреспонденцией (их адреса, телефоны);
  • лицам, контактировавшим с подозрительной корреспонденцией, неукоснительно выполнять мероприятия личной гигиены (вымыть руки с мылом, по возможности принять душ);
  • выполнять рекомендации медицинских работников по предупреждению возможного заболевания.

ПОМНИТЕ:

Твердые практические навыки, умение предвидеть опасность, оказывать первую помощь в чрезвычайных ситуациях сохранят здоровье и жизнь вам и вашим близким, предотвратит трагедию!

ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОДОЗРИТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА, КОТОРЫЙ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ВЗРЫВНЫМ УСТРОЙСТВОМ, ПОЛУЧЕНИИ ПИСЬМЕННОГО СООБЩЕНИЯ ИЛИ СООБЩЕНИЯ ПО ТЕЛЕФОНУ С УГРОЗОЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

О случившемся НЕМЕДЛЕННО сообщить дежурному по университету, любому преподавателю, руководителю структурного подразделения, сотруднику охранны

  • Не предпринимать никаких действий со взрывчатыми устройствами или подозрительными предметами — это может привести к взрыву, человеческим жертвам и разрушениям.
  • Отойти на безопасное расстояние (не менее100 м).
  • По возможности, не подпускать никого к опасной зоне.
  • Не трогать, не передвигать обнаруженный подозрительный предмет! Представьте эту возможность специалистам. Не курите!
  • Попросить, чтобы никто не пользовался средствами радиосвязи, в том числе и мобильными телефонами, пультами дистанционного управления сигнализацией автомобилей и другими радиоэлектронными устройствами вблизи данного предмета.
  • При получении команды на эвакуацию убыть в район сбора.

При получении по телефону сообщения, содержащего угрозу, надо постараться дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге, отметить точное время начала разговора и его продолжительность, запомнить особенности речи звонившего. Все это сообщить своему непосредственному руководителю (педагогу). В дальнейшем действовать по их рекомендациям или прибывших работников органов МВД (ФСБ).

При получении угрозы в письменном виде надо обращаться с полученным документом предельно осторожно: поместить в полиэтиленовый пакет все - сам документ, конверт, все вложения и упаковку. Постараться не оставлять на документе отпечатков своих пальцев.

Сообщить о случившемся преподавателям, а при их отсутствии - в МВД (ФСБ) и действовать по их указаниям.

ЗАХВАТ ЛЮДЕЙ В ЗАЛОЖНИКИ

ПРИ ЗАХВАТЕ ЛЮДЕЙ В ЗАЛОЖНИКИ НЕОБХОДИМО:

  • о сложившейся на объекте ситуации незамедлительно сообщить по телефонам:
    112 – единый номер экстренных служб. Для звонков с мобильных телефонов.
    МЧС (спасатели) 101 – для мобильных и городских телефонов 8 (473) 277-99-00 – телефон доверия регионального управления МЧС
    МВД (полиция) 102 – для операторов мобильной связи 8 (473)-251-12-50 – телефон доверия регионального управления МВД
    ФСБ (федеральная служба безопасности) 8 (473) 253-13-66 – телефон доверия регионального управления ФСБ 8 (473) 255-04-44 – телефон дежурного
  • самостоятельно не вступать в переговоры с террористами;
  • принять меры к беспрепятственному проходу (проезду) на объект сотрудников правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, МЧС;
  • по прибытии сотрудников специальных подразделений ФСБ и МВД оказать им помощь в получении интересующей их информации;
  • при необходимости, выполнять требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей;
  • не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЕДЕНИЮ ЛЮДЕЙ В СЛУЧАЕ ИХ ЗАХВАТА В КАЧЕСТВЕ ЗАЛОЖНИКОВ:

  • Постарайтесь успокоиться и не паниковать.
  • Если вас связали или закрыли глаза, попытайтесь расслабиться, дышите глубже.
  • Подготовьтесь к тяжелым физическим и моральным нагрузкам. Помните, что в большинстве случаев заложники оставались живыми. Будьте уверены, что уже принимаются меры по вашему освобождению!
  • Не пытайтесь бежать, если нет полной уверенности в успехе побега.
  • Запомните как можно больше информации о террористах (численность, вооружение, особенности внешности, имена, акцент, манера поведения).
  • По различным признакам постарайтесь определить место своего заточения.
  • Располагайтесь вдали от взрывных устройств или прикрывайтесь предметами обстановки (столы, шкафы, сейфы, стулья и др.).
  • Не оказывайте агрессивного сопротивления, не провоцируйте террористов.
  • По возможности, избегайте прямого зрительного контакта с похитителями, выполняйте все их приказы и распоряжения (особенно первые полчаса).
  • Займите позицию пассивного сотрудничества. Разговаривайте спокойным голосом. Избегайте выражения презрения, враждебного тона и поведения.
  • Ведите себя спокойно, с достоинством. Не бойтесь обращаться с просьбами о том, в чем остро нуждаетесь, но избегайте категорических требований. Постепенно можно повышать уровень просьб.
  • Сохраняйте умственную активность, думайте и вспоминайте о приятных вещах, постоянно находите себе занятие. Для поддержания сил ешьте все, что дают. Делайте доступные физические упражнения. Поочередно напрягайте все мышцы тела. Аутотренинг, медитация, молитва помогут держать психику под контролем. Вспоминайте прочитанные книги, стихи, последовательно обдумывайте отвлеченные проблемы, если есть возможность — читайте или пишите.
  • Старайтесь относиться к происходящему как бы со стороны, не принимая случившегося близко к сердцу. До конца надейтесь на благополучный исход.
  • При штурме здания рекомендуется лечь лицом вниз, сложив руки на затылке. Не делайте резких движений — вас могут принять за террориста.

БУДЕМ БДИТЕЛЬНЫМИ!